МО учителей основной школы
  • Регистрация

Математика – впервые введены элементы теории вероятности и статистики. Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение.

 

Я считаю, что этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах.

 

-                При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления

 

 

 

Государственный образовательный стандарт нового поколения.

 

Что препятствует переходу на новый стандарт?

 

Стандарт нового поколения еще не принят, поэтому самое время его обсуждать. Ключевым становится  вопрос: каким образом стандарт затрагивает нас, педагогов, быт, существо, мироощущение конкретной семьи и конкретного ребенка?

 

       По моему мнению, ключом, открывающим ответ на этот вопрос, является урок.  — Важно понять, какими должны быть в духе современного стандарта критерии результативности урока, что реально изменит он, как должна измениться атмосфера вокруг урока для того, чтобы мы действительно понимали, что осуществляем процесс внедрения нового стандарта.  

 

       Я убеждена, что стандарт нового поколения будет понят и принят обществом только тогда, когда изменится урок. Мы часто говорим, что стандарт — это результат общественного договора между государством, обществом, семьей и школой, и при заключении договора между родителями, учениками, учителями и администрацией сутью его является именно урок, то есть попытка ответить на вопрос: что мы хотим изменить в уроке?

 

       Мы знаем, что стандарт ориентирован на 3 группы результатов (предметный, межпредметный, личностный). Предполагается, что каждый ученик должен овладеть некоторыми личностными, универсальными способностями, связанными с саморегуляцией, то есть умением оценивать себя, вдохновлять, направлять, некоторыми познавательными умениями и некоторыми коммуникативными. Если такие умения мы должны помочь сформировать у себя каждому ученику, то попробуем поразмышлять, что будет конкретно меняться на уроке.

 

 Первая группа умений, которая зафиксирована в стандарте, это умение организовывать свою деятельность, то есть определять цели, задачи, выбирать средства. Соответственно, следствием на уроке будет не столько само решение задачи, не столько ответы, полученные где-то, а анализ условия задачи, обучение детей искусству вариативного выбора, определение метода. И метод окажется важнее результата, который мы намереваемся достичь. Важно научиться действовать, то есть на примере одного частного действия, частной задачи сформировать общий навык решения другой группы задач, действий в аналогичной ситуации.

 

       Следующее умение, которое предполагается выделить в качестве ключевых умений в стандартах, это умение объяснять явления действительности. Видя что-то, быть способным понять, что происходит, понять, почему это началось, что это такое, куда может развиваться. Идет ли речь о курсе доллара или о поведении сотрудников твоей фирмы. Тогда доминантой современного урока становится проблемно-исследовательский подход. То есть переход от изложения материала к его открытию. Известно, что знание, которое ты открыл сам, гораздо прочнее, чем то, что дано в готовом виде. Говорят, технология открытий ресурсозатратная, но на самом деле этот ресурс многократно окупается. Возвращение к культуре эвристики станет доминантой. Еще один тезис, принципиально важный для всех, это значимость позиции самого ученика. На уроке мало знать и объяснять, важно выразить собственную позицию.

 

       Следующий результат, на который нас ориентирует стандарт, это способность не теряться в мире профессий. Следовательно, на уроке должно появиться как можно больше ситуаций, требующих предметных знаний в жизненной профессиональной ситуации.

 

И, конечно, важно вовлекать в образовательный процесс близкое окружение. Это наши друзья, папы, мамы, которые могут поговорить о контексте содержания образования на языке своей профессии. Если в школу не придут новые люди помимо учителя, то стандарт не заработает.

 

       Стандарт выделяет ключевые универсальные навыки: способность принимать решение, работать с информацией, сотрудничать с другими людьми. Следовательно, на каждом уроке нам придется переходить к языку кейс-метода, то есть языку учебных ситуаций.

 

      Следующий результат — умение решать проблемы, связанные с выполнением социальной роли человека, умение ориентироваться в мире социальных, нравственных, эстетических ценностей. И это отношение является не вспомогательным инструментом, а одним из важнейших целевых инструментов.

 

      Хочу выделить несколько критериев обновленного урока. Первый: на каждом уроке учащийся анализирует достаточное количество информации из различных источников, из актуальных жизненных ситуаций, текстов и т.д. Пока что наши дети анализируют учебники или конспекты, предложенные учителем. А мы обязаны приносить на урок журналы, статьи, кассеты, книги.

 

       Новый стандарт проявится на уроке тогда, когда вопрос будет снова использоваться как инструмент исследовательского метода. Ребенок 3-5 лет понимает, что вопрос — это инструмент познания мира, но когда приходит в школу, происходит противоположное: вопрос задает тот, кто знает, тому, кто не знает. И ребенок понимает, что вопрос — это не способ открытия мира, а способ проверки. Но инструментом проверки должны стать задания.

 

       На уроке, который будет связан с новым стандартом, педагоги будут стараться развивать коммуникативную, организационную, проективную культуру учащихся, то есть действительно учить говорить друг с другом.

 

       Важно, чтобы каждый урок становился пространством диалога между ребенком и культурой. Мир культуры ребенок не будет осваивать сам по себе, ему нужна посредническая функция учителя.           К критериям обновленного урока отнесу также: уважение к ключевым правам личности, заботу о познавательном интересе, интеграцию разных уроков, разных тем.

 

       Два зла — инертность и имитация

 

       Какие изменения в уроке уже происходят и на какие процессы, препятствующие переходу на новый образовательный стандарт, нужно повлиять? По моему мнению, сегодня подход к уроку, к его насыщению, взаимоотношения с детьми по сравнению с 15-летней давностью сильно изменились. Другое дело, что это часто бывает решением на месте проблемы конкретным учителем.

 

 — В чем я вижу препятствие к переходу на новый стандарт? В консерватизме учителей. В самом составе учительского корпуса есть люди очень прогрессивные, которые, несмотря на возраст, готовы воспринимать новое, внедрять его, а есть люди, и среди педагогов немало таких, которые ничего не хотят менять.

 

              На протяжении многих лет я занимаюсь проблемой формирования мотивации учения через диалогическое взаимодействие. Кстати сказать, видение современного урока у учителя и у ученика несколько отличается. Это подтверждают данные анкетирования, которое мы провели в нашей школе.

 

 — Эффективным уроком можно назвать урок, дающий знания и развивающий мышление, интересный учителю и ученику. 94 процента педагогов назвали этот признак, 47 процентов учеников поставили его на первое место. Учителю и ученику на современном уроке мешают: отсутствие дисциплины, безразличие к предмету и личностный аспект (94 процента и 70 процентов). Взаимопонимание и заинтересованность помогают учителю и ученику на современном уроке (48 процентов и 42 процента). Что примечательно, о необходимости использования компьютерных технологий, аудио- и видеопродуктов говорят 52 процента педагогов и 28 процентов учеников. Первостепенность сотрудничества отмечают 63 процента учителей и 65 процентов школьников. В подаче материала мнения разошлись: 58 процентов учителей на первое место поставили наглядность и доступность материала, а ученики - диалогическое взаимодействие (44 процента).

 

Все, что прописано в новом стандарте, уже реальность, важно перенести это в законодательную плоскость.

Тажикова К.К. учитель Акбулакской СОШ №1