Уважаемые коллеги, я расскажу вам о влиянии личностных взаимоотношений между субъектами педагогического процесса на формирование мотивации учения, т.к. наша творческая группа занимается поиском способов и методов формирования мотивации учения в диалоговом взаимодействии учителя и ученика. Мы проводим диагностическое измерение мотивации учения в традиционном и диалогическом взаимодействии. Если в начале эксперимента ученики отвечали: «мы работаем на уроке, чтобы получить оценку, чтобы не ругали и т.п.», то в этом году таких ответов очень мало. По результатам диагностики этого года, ученики работают на уроке, потому что им интересно общаться, потому что им дают возможность высказаться, потому что им самим можно задавать вопросы. И это не случайно. В прошлом году мы проводили диагностики трудностей общения, выявляли стремление к сотрудничеству , диагностику мотивации учения. Ученики считают, что они не понимают учителя, потому что

 

- плохо объясняют, монотонно, скучно, неинтересно;

 

- неправильно ставят вопросы, сами не знают, что спрашивают;

 

- раздражаются, когда неправильно отвечаешь;

 

- шум в классе и т.п., не нравится учитель, не увлекает»

 

- не ставят себя на наше место, тихо говорят, можно заснуть;

 

- относятся к нам с предубеждением, есть «любимчики»;

 

- несправедливы, учитель кричит, часто меняются учителя;

 

- раздражает внешний вид, учитель неинтересен;

 

- не дают время на обдумывание;

 

       Таким образом, на мотивацию учение оказывают влияние как объективные, так и субъективные причины. В большинстве своем учащиеся готовы к общению с учителем и  друг с другом. Но они предпочитают общаться с людьми энергичными и образованными, способными заинтересовать их, увлечь и проявить свои индивидуальные способности.

 

       Анализ анкет в 9-х, 10-х классах по вопросам взаимопонимания учеников и учителя подтверждает, что ученики ценят интерес учителя к познанию и пониманию уникальных особенностей, склонностей и интересов учащихся; умение правильно задавать вопросы; умение не переносить плохое настроение на отношение с учениками.

 

        Но мешают такому общению посторонние факторы: настроение, нехватка знаний, раздражение, предубеждение, нетерпимость и т.д. мы учли результаты диагностики и постарались скорректировать свою деятельность в ходе эксперимента и пришли к выводу, что главным стимулом мотивации учения и познавательной деятельности являются субъектно-субъектные отношения.

 

- учителю уметь проводить диагностику мотивации учения и познавательной деятельности и использовать ее результаты в работе;

 

- эмоциональная открытость с обеих сторон;

 

- умение правильно задавать вопросы;

 

- уважительное отношение к чужому мнению;

 

- оперативность при организации изначального контакта с классом;

 

- введение личностных аспектов во взаимодействии с детьми;

 

- преодоление стереотипных и ситуативно-негативных установок по отношению к отдельным учащимся;

 

- сокращение запрещающих педагогических требований и расширение позитивно-ориентированных;

 

- использование речевых и невербальных средств взаимодействия; активное включение мимики, микромимики, контакт глазами.

 

- умение «транслировать» в классе собственную расположенность к детям, доброжелательность;

 

- понимание ситуативной внутренней настроенности учащихся, учет этого состояния, передача учащимися этого понимания;

 

- достижение общего и ситуативного взаимопонимания, формирующего  уч-ся потребность во взаимодействии с учителем.

 

- интерес к познанию и пониманию уникальных особенностей, склонностей и интересов учащихся.